Наш дворец
Российский государственный военно-исторический архив – один из крупнейших и старейших в России – и памятник архитектуры ХVII–ХIX веков «Дворец Петра I на Яузе» (известный также как «Лефортовский дворец») вот уже около 150 лет связаны общей судьбой. С 1865 года архивные документы, отражающие славную историю вооруженных сил Российской империи, размещены в стенах этого дворца.
Первоначально основное здание Лефортовского дворца было построено в стиле московского («нарышкинского») барокко с наружными балюстрадами вдоль фасада на уровне второго этажа, с высокими пирамидальными крышами, завершавшимися резными украшениями. Перед дворцом – сад, декоративный пруд, каналы, спускавшиеся к реке Яузе. Несколько позже по берегу пруда была возведена каменная терраса с двумя лестницами по сторонам, оформлявшая существовавший тогда обрыв к реке.
Сложилось так, что практически до 50-х годов ХХ века мало что было известно о петровской архитектуре здания, не говоря уже о его интерьерах. Только с 1946 года Институт истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР начал вести непосредственное изучение дворца и прилегающей к нему территории. В настоящее время эти работы продолжает ФГУП "институт по реставрации памятником истории и культуры "Спецпроектреставрация"
В.А. Тимин. Восточный фасад Лефортовского дворца со стороны реки Яузы
в первую четверть XVIII века. Реконструкция. РГВИА |
В.А. Тимин. Восточный фасад Лефортовского дворца со стороны реки Яузы.
Современный вид. РГВИА |
Архивные изыскания, исследования самого здания помогают воссоздать многие замечательные и часто трагические события, происходившие здесь, которые, несомненно, отразились на его архитектурно-конструктивном облике.
Петр I (портрет из собрания ГИМ)
|
С.А. Летин. Генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт. РГВИА
|
Итак, 24-летний царь Петр, ставший единовластным монархом (вскоре он одержит свою первую триумфальную победу – над турками под Азовом), задумал возвести в Немецкой слободе, этом «осколке Западной Европы» в Москве, дворец – центр общественных и государственных преобразований. Строительство началось 9 марта 1697 года, а 12 февраля 1699 года дворец был освящен и в нем праздновали новоселье. Хотя внутренняя отделка и не была завершена, сроки строительства выглядят поистине ударными даже по современным меркам. Работы велись под наблюдением и при участии самого царя «каменных дел мастером» Дмитрием Васильевичем Аксамитовым. О назначении дворца красноречиво говорил зал приемов – «большая столовая палата» – площадью 324 квадратных метра, высотой 10 метров, без сводов и опор, известный по гравюрам того времени. Официально дворец предназначался для ближайшего сподвижника Петра – Франца Яковлевича Лефорта, но 2 марта 1699 года в подаренном ему роскошном жилище Лефорт скончался. Дворцом, отошедшим в ведение Посольского приказа, распоряжался уже сам царь, и фактически здание стало его московской резиденцией. Здесь собственноручно Петр I укорачивал кафтаны и резал бороды московским боярам; отсюда берут начало петровские ассамблеи, на которых впервые появились «в свете» русские женщины; здесь собирались военные советы, принимались иностранные послы, шумели празднества, карнавалы и фейерверки. На какое-то время большой зал дворца был переоборудован под театр, где давала представления труппа комедиантов.
А.Д. Меншиков (портрет из собрания ГИМ)
|
В 1707 году Петр I, увлеченный строительством новой столицы в Петербурге, подарил дворец на Яузе Александру Даниловичу Меншикову. Вдобавок царь пожаловал своему любимцу 2.000 рублей, и новый хозяин сразу же начал перестройку здания. По проекту итальянского архитектора Фонтана к дворцу были пристроены двухэтажные галереи (флигели), образовавшие обширный прямоугольный двор. Вокруг двора по периметру галерей проходила открытая аркада (в ХIХ веке арки были заложены); возведена въездная арка, выходившая на улицу с «романтическим» названием Коровий Брод (ныне –
После опалы А.Д. Меншикова дворец стал называться «Лефортовским». С весны 1728 года – это резиденция Петра II. Здесь невероятно помпезно проходили торжества по случаю обручения юного царя с Екатериной Долгорукой; о мостовую именно этого дворца разбилась императорская корона, украшавшая карету невесты, что, по мнению москвичей, явилось плохой приметой; и в стенах этого дворца 19 января 1730 года (в день, на который было назначено бракосочетание) умер от оспы
В связи с коронацией Анны Иоанновны дворец был приведен в порядок, но выгорел вместе со всей Москвой в страшный пожар 29 мая 1737 года. По приказу государыни с 1739 года Лефортовский дом вновь перестраивался архитектором Федотом Шаниным под общим руководством знаменитого Растрелли – был изменен архитектурный стиль, проведена полная реконструкция интерьеров. В середине 1740 года, согласно резолюции обер-гоф-маршала императорского двора графа фон Левенвольда, перестала существовать и петровская «столовая палата» – были возведены новые капитальные стены, разделившие ее на ряд комнат; устроено дополнительное перекрытие, в результате чего появился третий этаж, получивший название «мезонина». Некоторые исследователи усматривали в этой перестройке чуть ли не посягательство «немцев» на передовое наследие Петра Великого. Однако здесь скорее имел место обыкновенный расчет: зачем нужен огромный зал (к тому же обгорелый) в здании, которое больше не использовалось для приемов, зато всё чаще приспосабливалось под хозяйственные надобности (например, в 1734–1735 годах в Лефортовском дворце шили обмундирование для русских войск, воевавших в Польше).
В 1742 году к коронации Елизаветы Петровны дворец в очередной раз спешно готовили к приему высоких гостей. Работами руководил командированный из Петербурга архитектор Земцов. Но у дочери Петра Великого не нашлось средств на основательный ремонт и достойное содержание отцовской резиденции: существенных изменений в облике дворца в этот период не последовало. Всё ограничилось только поверхностным подновлением ветшавшего здания, в котором тогда разместились императорская «сервизная» (хранилище и мастерская казенной серебряной посуды), «конфетная» (кондитерская), а также периодически «квартировались» чины Лейб-компании. Во время случившегося при них пожара 21 января 1754 года обгорели кровли всех четырех корпусов, около 40 комнат перешли в разряд нежилых; в других пришлось менять окна, двери, полы – здание, хоть и наспех починенное, навсегда утратило свой парадный вид. Денег в казне на его восстановление по-прежнему не было. Заброшенный дворец дряхлел и разрушался – под действием снега и дождей сгнивали и падали части деревянных перекрытий, осыпалась со стен и потолков штукатурка, в сводах появились трещины.
Екатерина II сначала проявляла к дворцу интерес, даже намеревалась в нем жить. В 1766–1767 годах выбранный ею архитектор князь Петр Макулов провел ремонт здания, и туда вселились служащие Дворцовой конторы и актеры театра. В тяжелое для Москвы время эпидемии чумы 1771–1772 годов весь дворец был превращен в лазарет и карантин, куда свозились больные «моровой язвой» (замкнутая планировочная система оказалась удобной для этой цели). После ликвидации эпидемии и возвращения здания в дворцовое ведомство, императрица вернулась и к мысли об использовании дворца в Лефортове для своих приездов в Москву. Видимо, вдохновленная примером своего великого предшественника, Екатерина собственноручно пыталась начертать проект восстановления петровского зала. Но после составления сметы она решила, что лучше и даже, может быть, дешевле выстроить новый дворец. Когда же к финансовым расчетам присоединилось опасение зачумленности помещений дворца, императрица окончательно отказалась от намерения поселиться в нем.
План 19-й части города Москвы, предместья
за Земляным городом – «улица, называемая Рыкова»
и «Желтый дворец, при коем двор и сад» (красный цвет означает, что строение каменное). 1780-е годы. РГВИА
|
В 1774 году был проведен ремонт, после которого в Лефортовском дворце снова разместили театральных служителей. Качество работ оказалось низким. Уже в 1770-е годы дом требовал частичного, в 1780-е – капитального ремонта, а в 1790-е его состояние оценивалось как аварийное. Кровля, протекавшая много лет, сгнила и местами провалилась вместе с потолками, стены и своды грозили «падением», обрушился верх на одной из галерей.
Последним императором, которого интересовал Лефортовский дворец, был Павел I, решивший разместить в нем свою свиту на время коронации. Строительно-ремонтными работами во дворце тогда руководил выдающийся русский архитектор Матвей Федорович Казаков. При нем фасады здания приобрели строгие классические формы, изменился декор ансамбля, были заложены аркады флигелей и боковые проезды, а во дворе появились два новых здания (так называемые «циркумференции»), фасады которых обрамлены плоскими арками. Этот мотив декора в упрощенной форме заимствован с фасадов флигелей. Вновь возведенные постройки, имея в плане четверть дуги, расположились напротив главного дома и использовались для хозяйственных нужд. Внутри двора они образовали парадную полуциркульную площадь, одновременно закрыв собой вид на служебные помещения во флигелях.
С той поры, по завершении всех перестроек, основное здание дворца представляет собой замкнутый четырехугольник с внутренним двором и двумя проездными арками, состоящий из соединенных между собой корпусов. В начале ХIХ века М.Ф. Казаков вынашивал грандиозный план по созданию единого архитектурного комплекса из Лефортовского дворца и находившихся по бокам от него Слободского дворца и Марлинского дома. К сожалению, а, может быть, и к счастью для общей судьбы здания и архива, замысел этот остался нереализованным.
В Отечественную войну 1812 года в стенах дворца некоторое время располагался госпиталь, где были размещены доставленные с Бородинского сражения раненые, а преосвященный Августин провел здесь молебен с водосвятием в утешение всех скорбящих перед чудотворными иконами Иверской и Смоленской Богоматери.
Во время московского пожара 1812 года дворец полностью обгорел, но лишенные крова москвичи ютились в его развалинах. Здание оставалось бесхозным, постепенно приходило в упадок, а «населением» сплошь покрывшегося дикой растительностью дворца стали «стаи птиц и толпы жуликов». Добропорядочные граждане опасались появляться в этом районе, особенно в ночное время. Такое положение сохранялось до середины
При императоре Николае I многострадальное здание из дворцового было передано в распоряжение военного ведомства. Известно, что в этот период в нижнем этаже размещались квартиры служащих подвижных инвалидных рот. С 1826 года Лефортовский дворец формально находился в ведении Московского военного госпиталя (проживавшие здесь инвалиды и являлись госпитальной прислугой), однако средств на ремонтно-восстановительные работы госпитальным и городским властям не удалось получить ни в 1828 году – в связи с начавшейся русско-турецкой войной, – ни в 1830. Каждый раз финансирование проекта откладывалось до лучших времен.
В 1835 году здание дворца решено предоставить военно-учебным заведениям; в нем должны были быть устроены квартиры для офицеров, чиновников и учителей обоих Московских кадетских корпусов – 1-го и 2-го. В 1838–1840 годах Строительный комитет 1-го округа корпуса инженеров военных поселений провел необходимые работы, причем к «решительному осмотру» дворца на предмет его пригодности для жилья был привлечен известный зодчий профессор архитектуры Тон. После этого временные квартиры во дворце получили две роты неранжированного батальона 2-го учебного карабинерного полка. Очередной строительный сезон начался в 1848 и завершился в 1851 годах, однако по причине различных проволочек и переделок новоселье квартирантов – кадетских офицеров и преподавателей – состоялось лишь в 1853 году. С учебой и досугом московских кадет дворец был связан до 1864 года, пока кадетские корпуса не были реорганизованы в военные гимназии. В 1865–1867 годах здание перешло к военным инженерам, в ведение Окружного инженерного управления Московского военного округа.
Лефортовский и Слободской дворцы
на рубеже XIX–XX веков. РГВИА
|
С начала 60-х годов ХIХ века возникла идея размещения в Лефортовском дворце Московского отделения архива Инспекторского департамента Военного министерства, созданного еще в феврале 1819 года и впоследствии преобразованного в Московское отделение Общего архива Главного штаба. Первоначально он располагался в Кремле в здании Правительствующего Сената, но уже к 1830 году стала ощущаться нехватка помещений.
И всё-таки идея о размещении архива в столь мемориальном месте воплотилась через 60 лет. К сентябрю 1865 года вопрос о перевозке Московского отделения Общего архива Главного штаба во дворец решился положительным образом. Кроме этого, в здании сосуществовали Военно-гласное судопроизводство (в помещении над въездной аркой со стороны Яузы), классы Военно-фельдшерской школы, а также квартиры чиновников 2-й Московской инженерной дистанции, госпитального и других ведомств.
С момента размещения в Лефортовском дворце Московского отделения Общего архива Главного штаба он также стал именоваться «Лефортовским». Тогда же рассматривалось предложение образовать на базе Лефортовского так называемый «Сводный» или «Сборный архив военного ведомства», в который бы вошли исторические материалы всех управлений Военного министерства. По мере поступления документов производилось дальнейшее переоборудование выделяемых площадей под архивохранилища, шло постепенное вытеснение «посторонних» жильцов и организаций. Полуциркульные строения были выделены под квартиры для архивных служащих, которые своими силами провели расчистку двора, облагородили территорию, разбив цветники и высадив фруктовые деревья.
Лефортовский дворец (внутри двора) после циклона 16 (29) июня 1904 года. РГВИА
|
Со временем стало ясно, что приспособление здания под архив без должной реконструкции вызывает крайне негативные последствия. Полы и балки межэтажных перекрытий гнили; стеллажи, загруженные делами, приходилось укреплять деревянными подпорками. Уже с 1875 года на повестке дня стояла задача о проведении основательного поэтапного ремонта в помещениях, занимаемых архивом. Но по-настоящему к капитальным работам военное ведомство смогло приступить лишь в 1913–1914 годах. Первая мировая война не позволила завершить всё задуманное в полном объеме.
Октябрьские события 1917 года, радикальная реформа архивного дела в советской России, ликвидировавшая все ведомственные архивы, а документы объявившая всенародным достоянием, включив их в состав Единого государственного архивного фонда (ЕГАФ), положили начало объединению военных архивов, разбросанных по многим городам. На первом этапе реформы все военные архивы России вошли в состав Военно-морской секции ЕГАФ.
В течение 1918 года в Москву из Петрограда был перевезен Военно-ученый архив, образованный в 1797 году как Собственное Его Императорского Величества депо карт. В 1924 году, в целях сосредоточения военно-исторических документов, создания лучших условий их хранения, описания и использования, Коллегия Центрархива РСФСР приняла решение о концентрации материалов всех военных учреждений за дореволюционный период в Лефортовском архиве.
Однако до 1925 года Лефортовский, Военно-ученый, Московский военно-окружной (образованный в 1860-е годы при штабе Московского военного округа) архивы, Центральное хранилище военно-исторических дел действующей армии и другие хранилища документов Первой мировой войны 1914–1918 годов фактически существовали раздельно. С ликвидацией в апреле 1925 года Управления Военно-морской секции ЕГАФ перечисленные архивы были объединены под крышей Лефортовского дворца в Военно-исторический архив РСФСР (с 1933 – ЦВИА СССР, с 1941 – ЦГВИА СССР, с 1992 – РГВИА). С этого времени активизировалась работа по приспособлению здания под нужды архива.
Большие объемы перемещаемых документов, проведение ремонтных работ, оснащение помещений необходимым оборудованием требовали значительного вложения сил и средств, которых катастрофически не хватало. В 1936 году в постановлении Бюро КПК «О состоянии Центрального военно-исторического архива» констатируется, что «материально архив обеспечен совершенно неудовлетворительно». Проверка его состояния, проведенная Комиссией партийного контроля при ЦК ВКП(б), показала: «Помещение Центрального военно-исторического архива – здание бывшего Лефортовского дворца – построено свыше 200 лет тому назад и уже несколько десятков лет не имело ремонта. Крыша проржавела, во многих местах протекает, стены здания облуплены, потолок закопчен, пол во многих местах прогнил. Ни отопления, ни освещения в помещениях архива нет, поэтому архив имеет возможность работать только летом. Осенью и зимой вся работа по учету свертывается, так как в помещениях царит холод и мрак. В результате такого материального обеспечения архива – хранение документов безобразное, бумага быстро портится, изнашивается, документы гибнут». Конкретные же меры по улучшению состояния архива стало возможным предпринять только по окончании Великой Отечественной войны. В 1947 году здание дворца взято на учет как памятник архитектуры. Тогда же были заложены или обновлены основные инженерно-технические системы.
Лефортовский дворец в 1930-е – 1950-е годы. РГВИА
|
Необходимо отметить, что с момента размещения во дворце архива его руководителями планомерно предпринимались попытки выселить чиновников различных ведомств и других лиц, находившихся на территории комплекса (так перед войной 1941–1945 годов дворец населяли более трехсот квартирантов, что существенно осложняло деятельность архивного учреждения). Последние жильцы покинули исторические «палаты» только в конце
Сотрудники РГВИА ведут постоянную работу не только по обеспечению сохранности сосредоточенных здесь богатейших документальных коллекций, но и своего здания – памятника истории и культуры. С 1976 года началась планомерная научная реставрация здания, продолжавшаяся до середины 1980 годов. В конце
Последние комментарии
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 38 недель назад
7 лет 39 недель назад
7 лет 40 недель назад
7 лет 40 недель назад